Храм Святого Великомученика
Георгия Победоносца
в Грузинах

Подворье
Патриарха Московского и всея Руси

ГлавнаяНовости → Об осуществлении хозяйственной деятельности на территории Храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы

Новости

Об осуществлении хозяйственной деятельности на территории Храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы

Уважаемые прихожане и гости нашего Храма, дорогие братья и сестры! Как вы знаете, на территории храма великомученика Георгия Победоносца Патриаршего Подворья в Грузинах действует заведение, призванное  привлечь и познакомить жителей Москвы и ее гостей с особенностями национальной грузинской кухни, показать всю широту, любовь и гостеприимство христианской грузинской души, и через это сделать людей хоть чуточку ближе к Богу и друг к другу.

В связи с многочисленными просьбами, хотелось бы высказать официальную позицию храма и остановиться на двух моментах, касающихся осуществления хозяйственной деятельности на территории нашего храма.

​Первое  – возможность осуществления торговли во дворе храма. 

​Второе – можно ли предложить непостящемуся скоромную пищу во время поста, когда сам постишься, и не нарушит ли это твой пост.

​Казалось бы, первый вопрос вообще не нуждается в рассмотрении, так как на территории практически любого храма или монастыря сейчас во всем христианском мире есть магазинчики, церковные лавки, трапезные, кафе, заведения, осуществляющие торговлю. Однако, часто приходится слышать пример из Евангельской истории, описанной у всех апостолов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, который как будто бы говорит о том, что этого делать нельзя. 

​Тут надо разобрать суть происшедшего эпизода как с фактической, так и с духовной точек зрения, опираясь на исторические данные и учения святых отцов. 

​Ветхозаветный Иерусалимский храм имел довольно сложную структуру – он состоял из внешнего двора, внутреннего двора и собственно здания храма. Внешний двор (Хель), называемый у иудейского историка Иосифа Флавия «Первым святилищем», был предназначен для язычников: здесь продавались жертвенные животные, ладан, масло, вино, пища для подкрепления паломников, а также осуществлялся обмен денег. Внутренний двор (Азара), называемый у Иосифа Флавия «Вторым святилищем», предварялся надписью на латинском и греческом языках о запрете неевреям заходить на его территорию. Он состоял из Женского двора (Эзрат нашим), далее которого женщины уже не могли заходить, Двора Израиля (Эзрат Исраэль), предназначенного для всякого еврея, и Двора Священников (Эзрат ха-коханим). Собственно Храм состоял из Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая Святых (Двир). 

​Церковь Нового Завета, основанная Самим Спасителем, не разделяет людей на верующих и язычников ни в чем, кроме вопросов, касающихся участия в церковных Таинствах, то есть любому человеку независимо от расы, пола и вероисповедания разрешается заходить не только во двор Христианской Церкви, но и в само здание. Поэтому надобность во внешнем дворе отпала и Новозаветная церковь состоит из двора и здания Храма. Храм же в свою очередь, подобно ветхозаветному храму, делится на Притвор, Основную часть (Святилище) и Алтарь (Святая Святых). 

​Теперь обратимся непосредственно к тексту Священного Писания. Хоть событие и описывается у всех четырех евангелистов, Матфей, Марк и Лука говорят о событии во время четвертой Пасхи Спасителя, то есть непосредственно после Входа Господня в Иерусалим, в Великий Понедельник, а апостол Иоанн повествует о событии во время первой Пасхи. 

​«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 12-13).

​«И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19, 45-46).

​«Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11, 15-17).

​«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». (Ин. 2,13-16)

​Анализ текста, иконографии и произведений искусства посвященных этому событию позволяет сделать вывод, что недобросовестные торговцы, покинув разрешенное место торговли, постепенно переместились ближе к месту совершения жертвоприношения и молитвы, и Господь изгоняет торговцев непосредственно из храма, точнее из притвора и лестницы, ведущей в храм, а также от жертвенника всесожжения. Изгоняет «и не позволяет, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» для осуществления торговли.

​Таким образом, следуя лишь фактически изложенному тексту, торговля во дворе храма не содержит ничего предосудительного. Однако наивно было бы полагать, что все четыре евангелиста описывают данное событие лишь для того, чтобы подчеркнуть недопустимость торговли в самом здании храма, это и так очевидно. Евангелие - не только историческая или повествовательная книга, каждое евангельское событие имеет прежде всего глубокий духовный смысл. 

​Согласно учению святых отцов, Спасителя возмутил не только сам факт торговли, но, прежде всего, поведение самих людей при этом. Христос бичом изгоняет людей, перепутавших место молитвы с местом для разговоров, криков, шума, сплетен, ругани и беспорядков и настолько привыкших к этому, что не замечающих то, насколько это безобразно. 

​Вспомним слова: «а вы сделали его вертепом разбойников». К кому адресованы эти слова? Только ли к тем торговцам, которые, покинув разрешенное для торговли место во дворе храма, переместились в место молитвы, и там своим поведением сотворили «вертеп разбойников»? Или к нам, ко всем, которые своими недостойными действиями, непосредственно внутри храма, оскорбляем святое место и сами творим «вертеп разбойников»?

​Преподобный Иустин (Попович) отмечает: «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Душа – это обиталище Бога, если она дом молитвы, если она молитвенная, то она желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертеп разбойников, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники».

​Послушаем преподобного Феофана Затворника: «Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? От того, что пребывание в храме - отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай»!

​Переходя к рассмотрению второго вопроса, сначала определимся, что такое пост. 

​Пост — аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определенное время.

​«Отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания». (Василий Великий, Беседа о посте, 2-я)

​Следует отметить, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и является целью христианина.

​«Впрочем пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел».

(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)

​«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

​При неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может наоборот сделаться вредным. В результате часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость, осуждение, хотя смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. 

​«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». (Преподобный Иоанн Кассиан).

​«Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». (Святитель Василий Великий).

​«Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» (Святой Иоанн Кронштадтский).

​«Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного Суда (Мф 25, 31–46). (Святитель Василий Великий).

​Путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным. Ведь именно этого просит у нас Господь: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6, 16-18).

​Правомерно ли заставлять непостящегося поститься? Правомерно ли заставлять гостя поститься? Правомерно ли заставлять члена семьи поститься? Нет, нет и еще раз нет. Для чего? Для того чтобы насильно заставить человека делать то, о чем он не имеет представления? С какой целью? Привести человека ко Христу? Таким методом? Насильно? Это вряд ли. Гораздо проще привести человека ко Христу авраамовым гостеприимством, грузинским радушием и христианскими терпением и любовью.

​Приведем примеры из патериков и жизнеописания святых.

​Одного пустынножителя спросили: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» Тот ответил: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (Мк 2, 19–20)».

​Суббота для человека, а не человек для субботы. Ради любви к человеку пост можно и отложить. «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».(Преподобный Иоанн Кассиан)

​Святитель Спиридон Тримифунтский принимая усталого путника во время Великого поста попросил дочь приготовить еды. Однако дома ничего не было, кроме оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его приготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1, 15)».

​Святитель Филарет Московский освящал дом в первую седмицу поста. Во время окропления дома вошел на кухню, а там готовились мясные блюда. Перед святителем – монахом, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса, стояла дилемма: нарушить пост и всю монашескую традицию, или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает. Он совершенно спокойно вкусил мяса и похвалил повара за искусство. Этим он смог показать, что значит любовь к человеку, и что любовь выше поста.

​Нужно всегда помнить слова апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». (Рим. 14, 3)

​И в заключение хотелось бы привести слова самого Спасителя, слово - путеводитель по сложному и тернистому пути следования за Христом: «Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мк. 7, 18-23). «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (Мф. 12, 35-37).

​Храни вас Господь.

Возврат к списку